Воскресенье, 19.05.2024, 09:36
Главная
Регистрация
Вход
Inter Music Studio
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои файлы [84]
Мини-чат
Главная » Файлы » Мои файлы

Рок-культура после Элвиса Пресли
[ Скачать с сервера (5.2 Kb) · Скачать удаленно (12 kb) ] 01.04.2010, 21:23
БИЛБИ У. Т. РОК В ХАРД ПЛЕЙС: РОК-КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ЭЛВИСА ПРЕСЛИ

   BILBI W. Т. Rock in a Hard Place: Grassroots cultural production in the Post-Elvis era//Amer. sociol. rev. - N.Y., 2004. - Vol. 69, N1. - P. 1-13.



 
  Билби считает, что укоренение производства культуры рока социологически значимо в трех отношениях. В первую очередь, — как процесс достижения статусов: выступление на сцене, участие в рок-концертах, вероятно, оказывает влияние на школьный опыт, на процесс взросления, и на жизнь в зрелом возрасте. Во-вторых, как проблема институциализации, того, что определяет распространение новой, организационной формы культурного производства - в данном случае молодежных рок-групп. И, в-третьих, как способ потребления, присвоения и интерпретации определенного культурного продукта, наделяющий значением жизнь людей.
  Статья обобщает результаты опросов и интервью с представителями первого поколения исполнителей рок-н-ролла, выходцев из рабочей среды южных окраин Чикаго. Данный район был выбран по нескольким причинам. Во-первых, он был многонационален по составу, но в то же время здесь сложилось жестко сегрегированное сообщество, не отличавшееся расовой терпимостью. Это район, где большинство подростков ходили или в преимущественно «белые» или преимущественно афроамериканские школы. И потому изучение локальной практики объединения молодежи на почве увлечения новыми музыкальными формами более рельефно могло показать возможности и пределы межрасовых контактов и взаимодействий музыкантов. Во-вторых, локальное исследование более детально может ответить на вопрос, какими личностными и культурными ресурсами было обеспечено становление рок-культуры, в среде людей не имеющих семьи, живущих далеко от основных звукозаписывающих центров Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, без каких-либо личных или деловых связей с музыкальной индустрией. Автор статьи предполагает, что первая волна выступлений настоящих «доморощенных» рок-н-рольных выступающих групп возникла именно на такой скромной основе.
  И, в третьих, об этом районе собраны систематические данные, касающиеся музыкальных вкусов и практик конца 50-х годов.



  Группа исполнителей рок-н-ролла - это любая подростковая, выступающая на сцене музыкальная группа, в которой есть барабанщик и как минимум один человек, владеющий электрогитарой. У группы есть название и визитные карточки. С этим определением были сопоставлены все музыкальные группы данного района, чье возникновение пришлось на 1958-1963 гг. В ходе исследования были проинтервьюированы участники групп, владельцы мест выступления этих групп, продавцы музыкальных инструментов, работники музыкальных магазинов и люди, регулярно посещающие выступления.
  Феномен возникновения подростковых групп рок-н-ролла этого времени особенно интересен с точки зрения организации и стратификации. Во-первых, существовала стратификация по полу, расе и возрасту. Так, девушки, за небольшим исключением, не могли стать участницами местных музыкальных групп того времени. Корни рок-н-ролла принадлежат афроамериканской традиции, но эта музыка исполнялась в основном «белыми» подростками для «белой» аудитории. И, конечно, эта была музыка для определенной возрастной группы, вокруг которой развивалась своя специфическая субкультура. Во-вторых, первые музыкальные группы организовывались более или менее независимо от каких-либо формальных институтов. Поэтому маловероятно, что высокоструктурированные образцы половой, расовой и возрастной стратификации в этих группах могли быть прямо связаны со специфической политикой и практиками внутри социальных институтов.
  Отличительной чертой культурного укоренения рок-н-ролла являлось то, что большинство музыкантов были самоучками и начинали свою карьеру в основном вне рамок музыкальной индустрии. В настоящее время для подростков с подобными же интересами не составило бы труда найти единомышленников, чтобы вместе заниматься музыкой, например по объявлению в Интернете, но в конце 1950-х таких способов создания группы просто не существовало.



  Группы рок-н-ролла быстро институциализировались и заявили о себе как преимущественно мужская форма творчества. Возможно, причины, по которым девушки не допускались в группы, были просты: юноши видели, какое впечатление Элвис производит на девушек и пытались походить на него.
  В настоящее время никого не удивляет, что подростковые рок-группы состоят, как правило, из молодых людей. Но в 1950-е годы, еще до широкого распространения «рока», популярная музыка не была привилегированной областью увлечения молодых людей. Например, на школьных фотографиях этих лет ясно видно, что девушки наравне с юношами участвовали в школьных музыкальных программах и присутствовали на подростковой музыкальной сцене, даже если они и не входили в группу.
  Данные, собранные Колманом и его коллегами, показывают, что девушки-старшеклассницы слушали музыку в свободное время почти в три раза чаще, чем юноши. Девушки покупали больше пластинок и были больше вовлечены в поп-культуру, нацеленную на социальный успех. Их досуг был в большей мере, чем у молодых людей заполнен коллективными посещениями дискотек и кинотеатров.
   Но чем тогда объяснить неучастие девушек в группах рок-н-ролла? Видимо, одно из объяснений кроется в мифе о рок-н-ролле как гимне подросткового юношеского мятежа и символе мужской сексуальности. Это демонстрировали фильмы той эпохи и персонифицировал сам Элвис (как видно из записей его телевизионных выступлений). И, конечно, этот мятеж увековечен в текстах рок-песен. Девушки же предпочитали более спокойную, качественную музыку, песни с оркестровым сопровождением и романтическим содержанием.
   Но есть и другое объяснение факта мужской доминанты подростковых групп рок-н-ролла. Данные систематических исследований, собранные Колманом, а также Д. Идер и С. Паркером показывают, что наиболее значимым субкультурным занятием для старшеклассников 1950-х - начала 1960-х годов был организованный спорт, Центральная роль спорта в культурной жизни подростков этого времени помогает уяснить причины переключения внимания с этого занятия на рок-музыку как специфическую для субкультуры подростков деятельность. Во-первых, спорт в школе являлся формально организованным, официально спонсируемым занятием, ориентированным на ценности не столько совместной работы, сколько соперничества, неравного распределении статусов и наград. Во-вторых, эта ценностная система исподволь формировала статусную иерархию в неформальных группах сверстников. И, в-третьих, ценностная система групп ровесников часто строится и поддерживается скорее в согласии с доминирующей культурой, чем в оппозиции к ней. Для старшеклассников 1950-х годов было не так много путей достижения признания среди ровесников помимо организованного спорта. И у юношей, не обладающих физической силой и хорошей спортивной подготовкой, не было шансов добиться успеха в организованном спорте. Для исполнителей рок-н-ролла открывалась возможность достичь того же успеха, на который могли рассчитывать спортивные юноши-атлеты.
  Но участие в рок-представлениях как способе самоутверждения все же не было функционально эквивалентно участию в организованном спорте. С одной стороны, роль рок-музыканта могла создать престижную репутацию не только среди юношей-сверстников, но и среди девушек. С другой стороны, существовали серьезные различия в социальной организации статусных культур организованного спорта и исполнения, рок-н-ролла. Увлечение последним никак не поощрялось или одобрялось (хотя и не запрещалось) в школах вплоть до конца 1960-х годов. Участие в группе рок-н-ролла было сугубо самостоятельным делом, неподконтрольным ни учителям, ни родительскому надзору, ни учебному расписанию. В то время, как основной мотивацией спорта было повышение своего авторитета в школьной статусной иерархии, то участие даже в умеренно успешной группе рок-н-ролла отвлекало от «официального порядка» и отгораживалось от принятой в нем системы ценностей.



  В момент появления «рок-н-ролла», не было культурно укорененного его исполнения. Это было «пустое поле», в котором не взяли еще верх ни юноши, ни девушки. Что касается музыкального вкуса или таланта, то здесь половые различия не играют роли. Неучастие девушек в музыкальных выступлениях не может быть объяснено отсутствием навыков или предпочтениями и способностью воспринимать то или иное содержание песен. Но сам способ образования группы и практика выступлений означали определенную свободу от прямого надзора взрослых. Именно этот аспект, вероятно, повлиял на то, что родители своим дочерям с меньшей охотой позволяли в них участвовать, чем сыновьям.
  И, наконец, исследование воздействия принадлежности к девиантной, в известном смысле, субкультуре рок-н-ролла на последующий жизненный путь указывает, что культурный капитал, который приобретали подростки, члены групп рок-н-ролла, ограничивался стандартами массового потребления и отличался низким интеллектуальным уровнем. Как условие достижения статусов он воспринимался позитивно преимущественно в мужской среде.
   На протяжении многих десятилетий девушки в таких группах могли участвовать только в качестве вокалисток. Их редко ценили как исполнителей-инструменталистов, особенно гитаристов или барабанщиков. Они не имели право голоса в процессе принятия решений, касающихся деятельности группы. М.Э. Клаусон отмечает, что наиболее часто происходило «вторжение» женщин в качестве басистов в альтернативные рок-н-ролльные группы, в результате чего часть мужских обязанностей обесценивалась и закреплялась в качестве «женской работы».
  Известно, что продолжение карьеры рок-артиста в зрелом возрасте крайне затруднительно, и первое поколение «доморощенных» рок-музыкантов не является в данном случае исключением.
  Решение остаться в группе после окончания школы было мотивировано не столько желанием богатства и славы, сколько страстью к музыке и выступлениям, ориентированием на принцип «искусство ради искусства». При этом достаточно много бывших подростков-музыкантов продолжали свою музыкальную карьеру примерно половину своей взрослой жизни. Но жизненные траектории музыкантов постэлвисовской эпохи, ставших профессионалами, контрастировали с Доминирующими образцами подобной деятельности в то время. Их Переход к взрослым статусам не был строго согласован и обусловлен требованиями формальных институтов, таких как специальное образование, семейные традиции или место работы. Музыканты продолжали свою карьеру в борьбе с обстоятельствами, редко добивались известности и не поддерживали связь с теми членами семьи, чья профессиональная жизнь была далека от музыки или искусства. Рано или поздно музыканты сталкивались с необходимостью выбора между преданностью музыке и возможностью финансового выживания.
  Подводя итоги, автор делает вывод, что первые группы рок-н-ролла, создавались вне социально-структурированной среды. Тем не менее статусные системы школ и различных общественных институтов способствовали появлению молодежных музыкальных групп как особой «белой», мужской формы культурного производства. Участие в них имело определенное значение и последствия для людей, вступивших в этот мир. Формировался особый тип личности рок-музыканта. Иногда уже в зрелом возрасте его обращение к культурному капиталу подростковой популярности приносило некоторую прибыль. Было ли вступление в этот мир способом самоутвердиться, поиском новых впечатлений - трудно сказать. Неизвестно, что поддерживало их творческие поиски во взрослом возрасте. Но ответы на эти вопросы важны для того, чтобы понять, каким образом молодые люди входят в творческие субкультурные образования вне формальных институциональных структур. Необходимо также прояснить обстоятельства, благодаря которым культурные укорененные представления юношеского возраста превращаются в реальный профессиональный выбор во взрослом возрасте, несмотря на социальные и экономические трудности артистической карьеры; как они обосновывают для себя и для других свой выбор на протяжении всей их хаотичной карьеры.
  И, наконец, Билби полагает, что широкое использование модели описания статусных достижений и жизненной траектории способствует более глубокому изучению молодежных субкультур.


Перевод И. Савельевой


Категория: Мои файлы | Добавил: imstudio
Просмотров: 732 | Загрузок: 576 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
        
 
       
         
 
         
 
 
 
 
 
           
 
        
 
        
 
    
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Сайт управляется системой uCoz |