Феноменология поклонников классического рока
Размышления о сложной и во многом противоречивой группе (социальной форме) любителей классического рока спорадически возникали в нашей среде уже давно, чуть ли не со времен зарождения самого классического рока. Стихийно складывалось некое братство, которое, с одной стороны, имело определенные черты, а с другой стороны, формируясь из представителей разных социальных групп с разнообразными ценностными ориентирами и интеллектуальным уровнем, это был скорее своеобразный зыбкий конгломерат индивидов, подавляющее большинство которых придерживалось "волевой" (сиречь первоначальной, недостаточно хорошо аргументированной или вообще неаргументированной) оценки объекта отнесения к ценности (то есть рок-группы, исполнителя рока, жанра рок-музыки и т.п.). Поэтому и рождалось желание понять специфику этой социальный формы, предпринять попытку анализа ее составных элементов. Главным объединяющим фактором этой странной социальной формы, несомненно, был сам классический рок, но в ряде случаев и его внешние атрибуты (что, впрочем, я отнюдь не считаю недостатком).
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СООБЩЕСТВЕ
В сообществе любителей классического рока легко заметить следующие социальные процессы: объединение; групповая солидарность; элементарное коллективное поведение; формирование устойчивых отношений индивида к нормам группы; конфликт; складывание малых групп; репрезентация; игровые формы общения; обмен информацией; взаимодействие, основанное на представлениях, имеющих определенный уровень типичности, и т.п. Фанат классического рока всегда относится к виниловым дискам, боббинам с пленкой, компакт-дискам с записями своих любимых групп как к сокровищам, но если сокровище хочется подальше упрятать от посторонних глаз, то здесь происходило совершенно иное - нужны были "сослушатели", собеседники, сопереживающие, настроенные на ту же душевную тональность. Поэтому фанат классического рока всегда рано или поздно находил другого такого же, потом второго, третьего и т.д. При серьезном отношении все остальное в жизни рассматривалось с точки зрения поклонника классического рока. Каждый при желании может вспомнить не одну забавную историю о том, как в беседе с совершенно незнакомым человеком вдруг неожиданно выяснялось, что он тоже любит классический рок (или конкретную группу), и как возникала обоюдная симпатия и какой интересный разговор затем происходил. Люди со стажем могут подтвердить, что если кто-нибудь из сослуживцев разделял с ними любовь к классическому року, то с этим сослуживцем у них проблем как правило не возникало. Самая простая, примитивная форма коллективного взаимодействия - обмен (обмен дисками, их копиями, информацией, впечатлениями), он перманентно присущ сообществу. Нормы группы, а также малых сообществ внутри нее (любителей хард-рока, джаз-рока, арт-рока, и т.д.) формировались исторически (например, практически единодушно принятые стандарты: "Джими Хендрикс - король гитары", "пение под фанеру недопустимо", "правильного женского вокала очень мало", "предпочтительна англоязычность исполнителей", "музыка должна звучать громко и через хорошие колонки" и т.д.). Применяемые типологии спорны, вызывают резкую критику у поклонников классического рока, но... они повсеместно и постоянно пользуются этими типологиями.
ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Количество относительно простых и относительно устойчивых конфигураций социального взаимодействия возросло. Теперь это группы друзей-единомышленников, клубы, группы фанов, сообщества коллекционеров, менял, участники и зрители рок-фестиваля, концерта, участники форума, содружества блоггеров, сайта фанов и т.п.). Сейчас любители классического рока получили возможность находить своих единомышленников во всех частях света и чуть ли не ежедневно общаться другу с другом. Многократно уменьшились сроки получения необходимой информации. Раньше для уточнения каких-то сведений нужны были годы, теперь для этого достаточно нескольких минут. Сняты все пространственные, временные и количественные ограничения. Появилась неоценимая возможность участвовать в том или ином сообществе анонимно. Противоречие состоит в том, что сообществу свойственно как ценностнорациональное (по типологии М.Вебера), так и... аффективное действие, радикально противоположные друг другу.
УСТОЙЧИВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКЛОННИКОВ РОКА
Если мы сконцентрируем внимание на устойчивых характеристиках личности, вовлеченной во взаимодействие, то речь пойдет о социальных типах (истинный ценитель, знаток, коллекционер, временно примкнувший, сторонник "генеральной линии", любитель "хард-рока", любитель "арт-рока", любитель со стажем, начинающий, чужак и т.п.). Несмотря на то, что перечень указанных социальных типов можно продолжить, дифференцировать их достаточно сложно. Например, трудно (а иногда невозможно) выявить чужака, если он вдруг не проговорится, что любит не только Led Zeppelin и Deеp Purple, но и, например, U2. И чужак ли это? Любитель со стажем, "чайник", может в своих познаниях в одночасье уступить начинающему, который в течении короткого времени скачает из сети все альбомы конкретной группы и другую необходимую информацию. Однако насколько такие скороспелые знания будут полноценнее знаний, накопленных годами? Кого считать "сторонником генеральной линии"? Насколько глубоки различия между поклонником AOR`а и любителем фолк-рока? Как относиться к любителям heavy-metal, панк-рока и диско? Как к верным союзникам или непримиримым оппонентам? Здесь пока еще больше вопросов, чем ответов.
ИДЕЯ АУТЕНТИЧНОГО РОКА
Специфика сообщества состоит в том, что внутри него происходит разрыв того, что Э. Фромм называл "социальным характером", т.е. имеет место разрыв цепи "классических детерминаций", сковывающих индивида по рукам и ногам. Вместо этого объединяющим началом становится идея "подлинного" (аутентичного) высокого искусства - классического рока, противостоящего элементам индустриально продуцируемой культуры, рассчитанной на манипуляцию сознанием "массовой публики". Именно осознание того, что собственная позиция близка к элитарным концепциям искусства, повышает самооценку любителя классического рока (к каким бы социальным слоям он ни принадлежал), делает его индивидуально свободным. У поклонников классического рока с недостаточным уровнем образования явно заметны проявления интеллектуализации сознания. Ценители и любители классического рока в массе своей весьма ортодоксальны, категорически не приемлют попсу и псевдо-рок. Привыкнув к свободе выбора, они распространяют ее и за пределы своих музыкальных предпочтений. Адепты общества потребления это поняли еще в конце 80-х - начале 90-х годов, лишив классический рок массовой телевизионной аудитории. Противоречие состоит в том, что освобождая личность и приобщая ее к цивилизации, классический рок представляет собой мощное оружие западного либерализма, от которого либерализм необдуманно отказался...
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Поклонники классического рока серьезно различаются в своих ценностных ориентациях. Эти ценностные ориентации могут быть подразделены на познавательные, оценочные и моральные. Т. Парсонс считает, что все они тем или иным образом взаимосвязаны (например, эмоциональная оценка значимости Jethro Tull предполагает существование некоторых познавательных норм, по которым дается оценка, а моральная оценка осуществляет синтез познавательных и оценочных суждений). Слава Богу, что Парсонс иногда называет моральные нормы "окончательными критериями", иначе мне трудно было бы в двух-трех словах объяснить при чем тут мораль (разве что вспоминать дедушку Крылова). Может быть Парсонс и прав, но я предпочитаю не смешивать столь важные категории, хотя бы в целях точности анализа. В среде любителей классического рока большинство ценностных ориентаций, к сожалению, имеет преимущественно эмоциональную окраску. Как правило, это наиболее ортодоксальная часть сообщества. Несколько обособленно существует незначительная часть поклонников классического рока, которая в познавательных целях систематически ведет поиск неизвестных групп 60-х - 70-х годов, а также наблюдает за теми процессами, которые происходят в современном андерграунде. Обе эти группы имеют важное значение. Первая обеспечивает преемственность и сохранение уникальности феномена социальной формы и самого классического рока с его уже воздвигнутым пантеоном (тезис "рок мертв"), а вторая олицетворяет собой исследовательско-творческий потенциал сообщества, направленный на изучение классического рока в пространстве и во времени (не исчерпан ни в прошлом, ни в настоящем, а значит имеет будущее; тезис "рок жив").
Приват-доцент
|