В социальной сети "В контакте" есть немного групп, которые объединяют любителей классического рока. Одна из таких групп называется "Любители арт и прог. рока", где организаторы обращаются к посетителям со словами: "обсуждаем, обмениваемся ссылками, дружим - не многонас осталось...", другая группа именуется "Progressive Rock и Progressive Metal", где на главной странице размещено короткое сообщение, которое мы размещаем для сведения членов клуба и тех из наших друзей, кто интересуется группами единомышленников.
___________________________________________
...Прогрессивный рок с самых корней дарил миру прекрасные композиции и альбомы, и до сих пор живет благодаря многим замечательным музыкантам.
Прог-рок зародился тогда же, когда и хард. Потому что после середине 1960-х в музыке произошел эффект большого взрыва, и вызван он был появлением нового стиля ROCK, расцветшего, а затем большей своей частью загнившего (что не является проблемой для любителей хорошей музыки). Итак, в 1967-м году вышли альбомы Beatles "Sgt.Pepper's Lonely Hearts Club Band" и Pink Floyd "Piper At The Gates Of Dawn" - психоделические протопрогрессивные альбомы, от которых во многом стали отталкиваться те, чьих любителей я хочу в своей группе собрать - великие прог-рок группы, возникавшие как грибы после дождя:
King Crimson, чей дебютник "In The Court Of The Crimson King" произвел в интеллектуальных кругах эффект разорвавшейся бомбы, возможно, величайший прог-альбом всех времен;
Jethro Tull, начинавшие с блюза и фолка с необычным фронтменом-флейтистом Йеном Андерсоном;
Van Der Graaf Generator, чье прогрессивное полотно, сотканное в основном Питером Хэмиллом, считается многими наиболее безупречным и богатым с точки зрения музыкальных решений;
в 1969-м хлынула следующая волна -Yes, легендарные монстры прогрессива, созвездие гениальных инструменталистов и фонтанирующего идеями вокалиста Джона Андерсона;
Genesis, сказочно-атмосферные благодаря мелодизму клавишника Тони Бэнкса и безграничным идеям Питера Гэбриэла и уникальный зверь, первая супергруппа из трех виртуозов - Emerson, Lake & Palmer, которые преподносили свои картины в ключе классических музыкальных произведений и встали на ступеньку с теми великими, кого я уже назвал.
Особняком здесь стоят Pink Floyd, явившиеся в прог из психоделии и ставшие наиболее знаменитыми благодаря великолепным аранжировкам и повышенному качеству материала. В 1973-м они записали еще один альбом, претендующий на звание величайшего не только прог-, но и вообще рок-альбома Dark Side of the Moon. Их вид подачи материала всегда резко отличался от тех же King Crimson, Yes или Genesis.
Расцвета эти и менее известные прогрессив-группы достигли в первой половине семидесятых. Достаточно вспомнить великие работы, которые одна за другой лавиной обрушивались на ошалевших слушателей:
In The Court Of The Crimson King - King Crimson Trespass - Genesis Emerson, Lake & Palmer - Emerson, Lake & Palmer H to He, Who Am The Only One - Van Der Graaf Generator Atom Heart Mother - Pink Floyd Fragile - Yes Tarkus - Emerson, Lake & Palmer Pawn Hearts - Van Der Graaf Generator Aqualung - Jethro Tull Meddle - Pink Floyd Close To The Edge - Yes Foxtrot - Genesis Thick As A Brick - Jethro Tull Dark Side Of The Moon - Pink Floyd Selling England By The Pound - Genesis Relayer - Yes
Естественно, пережив свой расцвет, стиль начал уходить в тень и теряться в себе - гранды стали делать хорошие работы, но шедевров уже не было. Прогрессив, как и классический хард, к середине 70-х вошел в кризис, а ближе к концу вышеперечисленные группы стали в лучшем случае творить менее яркий материал (VDGG, Jethro Tull), в худшем - опопсевать (Yes, Genesis, ELP) или временно прекращать свое существование (King Crimson).
Нужна была новая струя. В харде её дали ранние вестники NWOBHM - Budgie и Judas Priest. И хард не умер, а эволюционировал в heavy metal. В прогрессиве стали в 1973-1974-м появляться группы, больше подходящие под определение арт-рока - не блистающие новыми идеями, но записывающие мелодичные работы по канонам уже сформировавшегося стиля - Camel, Manfred Mann's Earth Band, Electric Light Orchestra, Kansas. Тогда же за океаном, в Канаде, явилась группа Rush, которая уже с третьего альбома опиралась на прог и уже в 1976 дала знать о себе как о новых лидерах прог-движения альбомом 2112.